Защита жилищных прав в административном порядке: способы

Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты — это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, органы внутренних дел, государственная жилищная инспекция и др.).

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты — это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам.

Такие действия называют самозащитой прав.

Система защиты прав граждан, в том числе и в жилищной сфере, предусмотрена законодательством РФ, которым установлены как судебные, так и внесудебные процедуры защиты прав граждан.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц также могут быть обжалованы в судебном порядке.

Любой гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками жилищных отношений на территории Российской Федерации, в равной степени обладают правом на судебную защиту, если они полагают, что их жилищные права нарушены.

Согласно ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и законами субъектов РФ. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

Защита жилищных прав осуществляется следующими способами:

  1. признания жилищного права;
  2. восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
  3. признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  4. неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  5. прекращения или изменения жилищного правоотношения;
  6. иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другими федеральными законами.

К иным способам, в частности, можно отнести защиту жилищных прав органами управления жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья, иных органов управления жилищными фондами.

Под жилищными спорами понимаются конфликтные ситуации, затрагивающие жилищные права и интересы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также воинских частей, учреждений и организаций, связанные с необходимостью защиты их субъективных прав по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Разрешение жилищных споров производится в административном (служебном) и судебном порядке (в порядке обжалования неправомерных действий (бездействия) должностных лиц и в порядке искового производства).

По жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Разрешение жилищных споров в административном (служебном, не судебном) порядке производиться путем рассмотрения писем, заявлений и жалоб по жилищным вопросам на заседаниях жилищных органов (жилищных комиссий), а также на приеме руководителя органа местного самоуправления или иного должностного лица посетителей по жилищным вопросам, например, начальником гарнизона (командиром воинской части) в отношении военнослужащих; заместителем главы администрации района, курирующем жилищную сферу.

Так, правительством Санкт-Петербурга в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2005 г. № 141-рп «О районных жилищных комиссиях» в целях обеспечения контроля за соблюдением прав граждан при рассмотрении вопросов, связанных с ведением учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлением жилых помещений по договорам социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также оказанием содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, при администрациях районов Санкт-Петербурга созданы районные жилищные комиссии.

В состав районной жилищной комиссии могут входить заместитель главы администрации района Санкт-Петербурга, курирующий вопросы жилищного хозяйства; представители администрации района Санкт-Петербурга (жилищного отдела, юридического отдела, отдела здравоохранения), районного жилищного агентства, государственного учреждения «Горжилобмен», органов опеки и попечительства; представители других органов, общественных и иных организаций при необходимости.

Мнение эксперта
Попов Николай Семенович
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Член ассоциации юристов.

Районная жилищная комиссия (далее — Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным администрацией района Санкт-Петербурга.

К полномочиям Комиссии относятся:

  • рассмотрение заявлений и документов, представленных гражданами в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и принятие решений о возможности принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо отказа в принятии на учет;
  • принятие решений о возможности предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма;
  • принятие решений о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • рассмотрение заявлений и документов, представленных гражданами в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, и принятие решений о возможности принятия граждан на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, либо отказа в принятии на учет;
  • принятие решений о снятии граждан с учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий;
  • принятие решений о предоставлении гражданам освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах;
  • принятие решений о даче согласия на обмен жилыми помещениями, занимаемыми гражданами по договорам социального найма;
  • рассмотрение вопросов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда;
  • рассмотрение обращений и жалоб граждан по вопросам, связанным с оказанием содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан;
  • рассмотрение других вопросов, связанных с ведением учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлением жилых помещений по договорам социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также оказанием содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан;
  • принятие решений о возможности предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга гражданам по договорам найма, за исключением жилых помещений в многоквартирных домах, построенных (реконструированных) в соответствии с утвержденным Правительством Санкт-Петербурга пообъектным распределением видов работ по отрасли «жилищное строительство», финансируемых в рамках Адресной инвестиционной программы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга, жилых помещений, переданных в государственную собственность Санкт-Петербурга инвесторами по инвестиционным договорам.

Решение Комиссии является рекомендательным для принятия правового акта администрацией района Санкт-Петербурга. Однако жилищный орган (жилищная комиссия) и ее председатель не принимают окончательных решений по спорным жилищным вопросам.

Жилищная комиссия, рассмотрев жалобу, обязана подготовить рекомендации по ее разрешению на решение руководителя органа местного самоуправления или иного должностного лица.

Также к административно-правовому способу защиты жилищных прав относится прокурорский надзор.

Среди основных направлений деятельности прокуратуры за соблюдением законов в сфере административно-правовой защиты права на жилье выделяется 1 Лепех Ю. С. Прокурорский надзор как административно-правовой способ защиты права на жилье // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. :

  • надзор за исполнением законов о порядке рассмотрения обращений граждан по вопросам жилищных прав;
  • надзор за исполнением законов о жилищных правах социальных групп, нуждающихся в государственной помощи и социальной защите (например, несовершеннолетних; безнадзорных, лиц, проживающих в общежитиях или не имеющих постоянного места жительства, лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий).

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере защиты права на жилье реализуется в двух формах:

  1. работа прокурора с обращениями граждан о нарушении органами государственной власти их права на жилье;
  2. инициативная проверка прокурором соблюдения законодательства о защите права на жилье.

Кроме органов прокуратуры, проверять выполнение нормативно-правовых актов, в том числе в области жилищных прав, имеют полномочия множество других государственных органов (например, государственная жилищная инспекция, осуществляющая контроль за использованием жилищного фонда, соблюдением правил пользования жилыми помещениями).

Примером защиты нарушенных жилищных прав в административном порядке является предусмотренное ст. 23.55 КоАП РФ рассмотрение органами государственной жилищной инспекции дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.

7.21 (нарушение правил пользования жилыми помещениями), ст. 7.22 (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений) и ст.

7.23 (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами) КоАП. Рассматривать такие дела от имени органов государственной жилищной инспекции наделены полномочиями: а) главный государственный жилищный инспектор РФ, его заместители; б) государственные жилищные инспекторы РФ; в) руководители государственных жилищных инспекций субъектов РФ, их заместители.

Жилищные споры — это споры, вытекающие из норм жилищного законодательства. Данная категория дел не входит в категорию, которая имела бы тенденцию к сокращению.

В регулировании жилищных отношений и разрешении жилищных споров важное значение имеет Жилищный кодекс Российской Федерации, хотя аналогичной нормы по сравнению с ЖК РСФСР (ст. 156 «Порядок разрешения жилищных споров») он не содержит.

Порядок разрешения жилищных споров можно уяснить путем анализа ст. 11 ЖК РФ, а также норм Гражданско-процессуального кодекса РФ, норм Арбитражно-процессуального кодекса РФ и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, жилищные споры могут быть разрешены путем судебного или административного производства.

Решение государственного органа или органа местного самоуправления, принятое в порядке административной защиты жилищных прав, может быть обжаловано в соответствующий суд.

Защита жилищных прав

Основное социальное право человека, являющееся главным материальным условием жизни, – право на жилье. Это право предусмотрено в статье 40 Конституции РФ. В процессе возникновения права на жилище получили развитие жилищные правоотношения, в процессе которых зачастую возникают споры и конфликты, требующие законного урегулирования.

Мнение эксперта
Попов Николай Семенович
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Член ассоциации юристов.

Конституцией РФ гарантируется защита прав и свобод человека. Защита жилищных прав осуществляется как соответствующими судами, так и другими уполномоченными органами.

к содержанию ↑

Правовая защита жилищных прав

Защита жилищных прав человека в России регулируется Жилищным кодексом РФ, законами, принятыми на его основании, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства России, другими, не противоречащими законодательству, нормативно-правовыми актами , применяемых в процессе разрешения следующих споров:

  • возникновение, осуществление, прекращение, изменение права пользования, владения и распоряжения жилищным помещением
  • совместное пользование имуществом собственниками жилья
  • включение в жилищный фонд или исключение из него
  • ведение учета жилищного фонда
  • содержание и ремонт жилья
  • изменение планировки жилых помещений
  • управление многоквартирными домами
  • предоставление коммунальных услуг и их оплата
  • оплата взносов на капитальный ремонт
  • контроль сохранности и использования жилищного фонда
  • осуществление муниципального и государственного контроля

Все участники жилищных отношений на территории России обладают равными правами на защиту своих жилищных прав и могут защищать их всеми законными способами.

Защита жилищных прав осуществляется путем:

к содержанию ↑

Отличительные особенности жилищных прав собственника и нанимателя

В процессе формирования жилищных правоотношений следует отличать собственника от нанимателя. Ошибочно эти понятия считают тождественными.

Собственник жилья – это лицо, имеющее жилье на праве собственности по законным основаниям (договор купли-продажи, мены, наследование, приватизация и т.д.). Наниматель – лицо, которому жилье предоставляется не во владение, а в пользование. Следовательно, различаются и их права.

Права собственника, единолично владеющего имуществом, практически безграничны. Собственник может в любой момент беспрепятственно продать, завещать, обменять свою квартиру, при этом принимая самостоятельное решение без каких-либо согласований с муниципальными органами.

Также он может участвовать в управлении собственным имуществом, так как входит в состав товарищества собственников жилья (контролировать техническое состояние дома, следить за проведением своевременных ремонтных работ, выбирать управляющую компанию и т.д.).

Для нанимателей жилья преимуществ гораздо меньше. К примеру, согласно части первой статьи 70 Жилищного кодекса РФ, наниматель может вселить своих родственников в занимаемое помещение только с письменного согласия всех проживающих с ним родственников (с учетом временно отсутствующих) и наймодателя (как правило, муниципалитета).

Иначе вселение невозможно.

Кроме этого, несоблюдение нанимателем условий договора найма жилого помещения влечет расторжение и прекращение такого договора, причем без предоставления жилья. Во избежание этого наниматель должен соблюдать правила эксплуатации и использования жилого помещения: использовать для жилых, а не коммерческих целей, своевременно вносить коммунальные платежи и др.

С другой стороны, наниматель освобождается от уплаты налога на недвижимость и не оплачивает капитальный ремонт дома, это задача собственника. Следовательно, гарантий и прав у нанимателя меньше.

Но и права собственника, и права нанимателя защищаются федеральным законодательством, и их несоблюдение влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.

к содержанию ↑

Распространенные споры при защите жилищных прав

Зачастую человек сталкивается с решением жилищных вопросов и вынужден обращаться в суд для защиты своих жилищных прав.

На практике наиболее распространенные споры в суде возникают в результате подачи:

При оспаривании права собственности на жилье наиболее распространенными являются исковые заявления по признанию прав на построенное жилье и по разрешению споров с застройщиком, в связи с уклонением от своих обязанностей, предусмотренных договором.

К сожалению, семейные споры, развод, как следствие – раздел совместно нажитого имущества, установление места проживания ребенка, – влекут судебные тяжбы, и количество таких споров растет постоянно.

Еще недавно были распространены споры по найму жилья, но по причине массовой приватизации нанимателей становится меньше, соответственно, и количество споров значительно уменьшилось.

Конституционное право человека на жилище – гарантированная возможность иметь, пользоваться, распоряжаться жильем в установленном законом порядке и никто не может безосновательно его нарушить.

Уточняющие вопросы по теме

Здравствуйте! Я получила в администрации, уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги! Было заявление о внесении изменения в договор соц. найма, но мне отказали. Я там прописана уже давно и плачу всё,всё! Но у меня не было договора ни когда,да и не знала я про него ни чего. Что мне делать.

Обжалуйте отказ администрации в суд.

при защите нарушенных жилищных прав применяется ли срок исковой давности.

Такие правоотношения обычно являются длящимися. к которым сроки исковой давности не применяются. А так, обычный срок – 3 года.

Сосед нарушает наши права систематическим техническим шумом, доказательств не предоставляя и не отвечая на поставленные вопросы об свое деят4льности на дому, так как постоянно находится дома. Что нам делать обращения в полицию, УК и др, структуры результатов не дают (комиссионые обследования проводили без нас как заинтересованных лиц и актов осмотров не дают).

По поводу шума нужно обращаться в Роспотребнадзор. Только они могут дать заключение о превышении установленных норм.

Добрый день! Я прописана в доме, которого нет уже более 20-ти лет. Этот дом был признан ветхим и его снесли, а взамен ничего не дали. Был суд, но я проиграла дело т.к. ответчика признали банкротом. Могу ли я рассчитывать на получение жилья? И куда мне нужно обратиться?

Вам необходимо признавать себя нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Для этого необходимо обратиться в муниципалитет по месту жительства, собрать определенные документы и получить соответствующее постановление. Вы сможете рассчитывать на заключение договора социального найма (как минимум).

В 1991 г. родители приватизировали квартиру, мне было 11 лет.

Я не была включена в договор приватизации, хотя была несовершеннолетней. Были нарушены мои права.

Сейчас составляю иск о внесение меня в договор приватизации. Если делать акцент на сроки исковой давности, то узнала я об этом в этом году, запроси документы в БТИ.

Подскажите, пожалуйста, дальнейшие действия и как правильно составить иск.
Заранее, спасибо!

Добрый день. Это будет иск о признании договора приватизации недействительным. Однако не всегда требовалось участие в приватизации несовершеннолетнего, проверьте законодательство на момент заключения договора. Если участие и согласие не требовалось, суд откажет в удовлетворении требований.

Статья 11. Защита жилищных прав

1. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

к содержанию ↑

Комментарий к статье 11 ЖК РФ

1. Комментируемая статья посвящена одному из главных принципов жилищного законодательства — судебной защите жилищных прав.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ, ст.

1 Федерального конституционного закона от 31.12.96 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации») . В Российской Федерации действуют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

2. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля. Его решение является окончательным; если он признает закон или отдельные его положения неконституционными, они утрачивают силу; решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Так, в связи с жалобами граждан Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.02.93 N 2-П была признана несоответствующей Конституции РФ ст. 90 ЖК РСФСР в части выселения в административном порядке из домов, грозящих обвалом ; Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.06.95 N 8-П — ч.

Мнение эксперта
Попов Николай Семенович
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Член ассоциации юристов.

1 и п. 8 ч.

2 ст. 60 ЖК РСФСР; Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.98 N 25-П — положения ст.

4 Закона о приватизации жилых помещений.

3. Верховный Суд РФ — это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию (ст.

126 Конституции РФ). Он осуществляет надзор за деятельностью соответствующих судебных учреждений, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Полномочия верховных судов субъектов РФ, районных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 20, 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Предметом рассмотрения судов общей юрисдикции является вопрос о законности нормативных актов. Так, Верховный Суд РФ рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств, касающихся прав и свобод граждан.

4. В судебной практике наиболее распространены дела по спорам о признании за гражданами права на жилое помещение, расторжении договоров, обеспечении жильем в связи со сносом жилых домов.

Судебная защита осуществляется путем:

признания жилищного права;

восстановления нарушенного права;

прекращения или изменения жилищных правоотношений.

В судах общей юрисдикции рассматриваются также споры между гражданами и жилищными кооперативами (о порядке пользования жильем, об исключении из кооператива); споры, связанные с защитой права собственности на жилище (о порядке пользования жилым помещением, разделе его и т.п.).

5. Согласно ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; осуществляет судебный надзор за их деятельностью; дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, граждан.

6. Защита прав граждан и юридических лиц осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с подведомственностью, устанавливаемой Гражданским и Арбитражным процессуальными кодексами РФ.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают споры, возникающие из гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений, по обращению граждан, организаций, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных к ведению арбитражных судов.

Мнение эксперта
Попов Николай Семенович
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Член ассоциации юристов.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 27 АПК РФ).

Дела в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются с учетом Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» ; арбитражные дела — с учетом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» .

7. Помимо защиты, осуществляемой только судом (восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права, пресечение действий, нарушающих это право, признание судом недействующими нормативных актов и др.), в ст.

11 определены способы, позволяющие гражданам и юридическим лицам защитить свои права самостоятельно. Так, прекращение или изменение жилищных правоотношений (п.

5 ч. 3 ст.

11) осуществляется способами, предусмотренными ЖК РФ. В частности, согласно ст.

83 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе с согласия членов семьи в любое время расторгнуть договор.

8. В комментируемой статье не упоминается самозащита права, предусмотренная ст. 12 ГК РФ. Самозащита возможна при покушении на неприкосновенность жилища — для ограждения неприкосновенности или выдворения из жилища незаконно проникнувших в него лиц.

Безусловно, самозащита жилищных прав имеет пределы. Статья 14 ГК РФ («Самозащита гражданских прав») допускает ее при наличии трех условий: нарушение права; необходимость пресечь это нарушение; соразмерность принятых мер характеру и содержанию правонарушения. Иными словами, самозащита не должна выходить за общепринятые границы дозволенного.

9. Комментируемая статья основана на положениях ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Автор статьи
Попов Николай Семенович
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Член ассоциации юристов.
Следующая
СпорыЖалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию: как подать жалобу, образец 2020 года

Добавить комментарий

Adblock
detector