Кому принадлежат дороги в СНТ

В юриспруденции есть понятие – земли общего пользования (ЗОП), в общем смысле или являются улицы, скверы, парки, водоемы, пляжи и так далее. Применительно к садоводческим некоммерческим организация, такими землями являются проезды, улицы и дороги, пожарные водоемы, места размещения мусорных баков и парковки автомобилей.

Очень часто председатели, стремясь удовлетворить интересы членов товарищества задаются вопросом: кому (муниципалитету или частному лицу) принадлежат дороги в СНТ? Вопрос становится актуальным тогда, когда налицо нарушение строительных норм и правил (СНиП) и обеспокоенные граждане хотят решить проблему. Существует 2 актуальные проблемы, решение которых требует уточнение собственника земли общего пользования.

  1. Нужно осуществить ремонт дороги.
  2. Нужно выполнить модернизацию дороги.

Так же интересно: Можно ли ставить шлагбаум в СНТ

Первая проблема предполагает, что нарушения строительных норм и правил нет, ширина проезда и радиусы поворотов достаточные, чтобы удовлетворялись требования пожарной безопасности (необходимы условия, которые позволят пожарной машине беспрепятственно добраться к очагу возгорания).

В этом случае ремонт дороги в СНТ – укладка асфальта – производится в соответствии с коллективным желанием всех участников товарищества. Знать собственника ЗОП, конечно, нужно, например, если им является частное лицо, то без предварительного уведомления о решении заасфальтировать дорогу начинать работы не нужно.

Кто должен делать дороги в СНТ?

Этот вопрос очень популярный и ответ на него очевидный: вне зависимости от того, кто является собственником ЗОП, ремонт должны выполнять участники товарищества. Также важно понимать: если члены СНТ на собственные средства заасфальтировали дорогу, то земля под ней не переходит в их собственность.

Согласно законодательству, члены товарищества могут улучшать инфраструктуру по добровольному решению. Но единственная польза от этого – получение наиболее удобных условий пользовать земельными участками.

Так же интересно: Регистрация дома на земельном участке ИЖС 2019

Вторая проблема вызывает оживленные споры, потому что кроме нахождения собственника земли общественного пользования, председателю нужно договариваться с каждым членом товарищества, чей участок граничит с дорогой о том, что ему придется отдать небольшую часть своего земельного надела в пользу ЗОП. Обычно без этой операции модернизировать дороги СНТ, чтобы они удовлетворяли нормам СНиП (официальный документ, содержащий требования к дорогам в СНТ) – невозможно.  

 

Ширина проездов между участками

Между участками, которые разделяет проезжая часть, должно быть не меньше 7 метров. В эти 7 метров входит непосредственно дорога, тротуар, если он имеется и расстояние от краёв дороги с каждый стороны до ограждения участков. Также в правила содержится информация о радиусах поворотов – не меньше 6,5 метров.

Что делать, ширина проездов не удовлетворяет требованиям строительных норм и правил? Её необходимо модернизировать и вариант тут только один: «откусить» от участков, находящихся по разные стороны дороги равные части земли. Собственники земель неохотно отдают свою землю в пользу ЗОП, особенно те граждане, надел которых представляет собой узкую полосу земли, расположенный вдоль дороги. Такие вопросы решаются на коллективном собрании и часто инициативу председателю в модернизации проезжей части не поддерживают отдельные члены СНТ.

Какая должна быть ширина дороги в СНТ

Сведения о том, какая ширина дороги должна быть в СНТ – размещены в СНиП 30-02-97. Там сказано, что минимальная ширина проезжей части улиц (непосредственно дороги, без учета ширины тротуара и расстояния от дороги до забора земельного участка) должна быть не менее 3,5 метров. Это требование обусловлено тем, что ширина служебной пожарной машины – 3 метра и в случае возникновения очага возгорания она должна беспрепятственно проехать к нему.

Разумеется, дороги в СНТ, нормы которых нарушены, препятствуют оперативному проезду пожарной машины, из-за могут пострадать все члены товарищества (огонь может распространиться с одного участка на соседние, если быстро не принять меры пожаротушения). Поэтому решение проблемы важно для всех и председатель товарищества обязан доходчиво объяснить гражданам на собрании объективную необходимость произвести модернизацию дороги.

Так же интересно: Разрешение на строительство дома

Минимальная ширина проезда между участками

Как было сказано, между участками должно быть не меньше 7 метров. В действительности это расстояние может быть гораздо меньше (4-5 метров). Чтобы модернизировать проезжую часть в соответствии с законом, председателю СНТ нужно получить от каждого члена товарищества согласие на расширение проезжей части, которое возможно только путем отдачи в пользу земли общего пользования части земельного участка каждого из собственников, наделы которых граничат с дорогой.

На практике реализация такой инициативы редко получает единогласное одобрение. Поэтому расширение проезда между участками чаще всего осуществляется в принудительном порядке: пожарная инспекция фиксирует нарушение и передает сведения в жилищную инспекцию.

Часто исполнение требования – ширина дороги должна быть не менее 7 метров, а радиус поворотов – от 6,5 метров – является невозможным из-за наличия на участках, граничащих с дорогой, капитальных сооружений. И не имеет значения, кому принадлежат дороги в СНТ, если они не соответствуют СНиП, потому что модернизация возможна только с добровольного согласия всех членов товарищества.  

Заключение

Не зависимо от того, кто является собственником земли садового некоммерческого товарищества, ответ на вопрос «Кто должен ремонтировать дороги в СНТ?» однозначный: – члены товарищества. Только граждане, имеющие прямой интерес улучшать инфраструктуру садовых участков на свои личные деньги могут усовершенствовать дороги: расширить проезд между участками, заасфальтировать проезжую часть и тротуар. Иногда председателю бывает сложно получить согласие в проведении ремонта или модернизации от всех членов товарищества – в этом случае он может обратиться за помощью к юристу, который изучит устав СНТ и попробует найти «лазейки» для законного принуждения равнодушных членов товарищества.

 

Ссылка на основную публикацию