Как узаконить права на квартиру, полученную в качестве наследства?

Завершающий этап перевода недвижимости, которая досталась от умершего человека, в личное владение – регистрация прав собственности. Это официальная процедура узаконивания за новым владельцем квартиры возможности распоряжаться ей на свое усмотрение. После того, как хозяин сможет оформить квартиру в собственность после вступления в наследство, ему будут доступны любые имущественные манипуляции: продажа, обмен, сдача в аренду, внесение в качестве залога и другие.

Главная задача – собрать все документы

Пройти путь переоформления прав собственности на себя – это первое, что нужно сделать наследнику при появлении такой возможности. Для этого нужно иметь официальную аргументацию в пользу того, что претензии оформителя на наследственное имущество не беспочвенны, а имеют законные основания.

Основная проблема – получить свидетельство у нотариуса

Чтобы направить заявку в государственный орган с целью начать оформление имущества в личное владение, нужно дождаться, когда нотариус выдаст свидетельство о праве получения наследства. Обычно это происходит по истечению 6-ми месяцев со дня смерти наследодателя (открытия наследственного дела).

Этот документ является правоустанавливающим, по своей юридической силе аналогичен договору купли-продажи – он точно также считается основанием для того, чтобы осуществить оформление квартиры в собственность по наследству. Госрегистрации прав и постановка имущества на кадастровый учет – это две основных операции, которые нужно выполнить. После этого делать больше ничего не нужно, квартира будет по закону принадлежать наследнику.

Если гражданин не имеет на руках документа, открывающего возможность стать полноправным хозяином унаследованного имущества, регистрация квартиры невозможна. Получить его бывает проблематичным, когда наследников несколько и между ними начинается раздел имущества: кто-то не соглашается с оставленным завещанием и оспаривает его в суде, другой претендует на обязательную долю, третий доказывает свои притязания на иных основаниях. Такие сложные дела, как правило, затягивают срок получения свидетельства и направляются в судебную инстанцию. Если имущество делится через суд, нотариус в конечном счете опирается судебное постановление и на его основе выдает законным собственникам правоустанавливающие документы.

Когда свидетельство получено, можно вздохнуть с облегчением, так как это самая трудная часть регистрации права собственности на квартиру по наследству, оставшиеся документы собрать и направить в соответствующую инстанцию не сложно.

Какие ещё нужны документы?

Кроме правоустанавливающего документа понадобятся оригиналы и копии документов, указанных в 21 статье ФЗ № 218:

  • подтверждающие личность наследника: паспорт, ИНН, свидетельство о рождении (если наследник несовершеннолетний) и паспорт его законного представителя (родитель или опекун);
  • подтверждающие полномочия обратившегося (если заявку подает представитель): нотариально заверенная доверенность и паспорт;
  • правоустанавливающие: свидетельство, полученное от нотариуса или решение суда;
  • технические документы на недвижимость: кадастровый паспорт, выписка из домовой книги, справка об отсутствии долгов перед коммунальными службами;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • заявление, заполненное по образцу.

Провести оплату государственной пошлины можно в месте обращения с заявлением, либо любым другим способом (банковским платежом, в терминале МФЦ и т.п.).

Заявление необходимо заполнять на специальном бланке. Его можно скачать с нашего сайта и распечатать или получить по прибытию в отделение государственного органа. При регистрации прав собственности через интернет, понадобится заполненный электронный вариант заявления, а также сканы перечисленных документов.

Скачать образец

Куда обращаться?

Необходимо написать заявление и направить его в Росреестр, но не обязательно это делать напрямую. Подать заявку на оформление квартиры в собственность после вступления в наследство гражданин может лично – в местном отделении государственного органа, либо в режиме онлайн – на официальных сайтах.

В режиме онлайн сделать это можно на сайтах:

Отнести заявление лично необходимо в территориальные отделения:

  • МФЦ,
  • УФСГРКиК (Росреестр).

Имеет смысл подавать заявление, только когда все необходимые документы собраны. Рассматриваются заявки в течение 14-ти рабочих дней.

Сколько стоит?

Наследник может без посторонней помощи оформить квартиру в собственность по наследству, тогда ему не придется оплачивать услуги юридического агентства. Однако не всегда у гражданина есть такая возможность. Заказать услуги у профессионалов – это означает сэкономить своё время и нервы. Особенно актуально заиметь такую поддержку, если конкретно ваш случай является запутанным, вы не можете самостоятельно разобраться в процедуре оформления.

Стоимость услуг юридической фирмы зависит от регионов и конкретной организации, она не регламентируется законодательно.

Обязательно придется уплатить госпошлину в размере 2000 рублей. Если у квартиры несколько владельцев, указанная сумма делится между ними поровну.

Подведение итогов

Действующее законодательство РФ устанавливает конкретные условия для регистрации права на недвижимость, полученную в наследство или обретенную иным образом. Поэтому путь оформления не является «туманным» – запутанным и сложным. Проблема заинтересованных в оформлении имущества граждан только в одном – собрать все нужные документы. В статье мы достаточно подробно разобрали эту тему и надеемся, информация была полезной. Если в вопросе «как зарегистрировать право собственности на квартиру по наследству?» что-то осталось непрояснённым – пишите об этом в комментариях.

Ссылка на основную публикацию